Благотворение Древней Руси
История сохранила имена князей, бояр и богатых купцов, являвших собой образец нищелюбия. Петр I повел непримиримую борьбу с нищенством, приносившим моральный и экономический вред государству. Он впервые попытался сформировать систему светских благотворительных заведений — гошпиталей, содержавшихся на частные пожертвования и объединявших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Гошпитали появились в 1715, но еще долгое время большая часть требующих попечения стариков, детей и инвалидов по-прежнему распределялась по монастырям. В послепетровский период значительных сдвигов в деле призрения не наблюдалось, хотя количество благотворительных заведений постепенно увеличивалось. Благотворительность была неотъемлемой частью культуры всех народов, населявших Россию. В начале ХХ в. в Санкт-Петербурге действовало более десятка национальных благотворительных обществ: два немецких, английское, чешское, австро-венгерское, французское, шведское, еврейское и др. Первоначально возникавшие при храмах разных конфессий, благотворительные общества иностранцев и иноверцев во второй половине XIX в. стали создавать собственные приюты для детей, убежища для бедных, богадельни. Важной составляющей их деятельности было сохранение национальных культурных традиций и родного языка.
ДобровольчествоДобровольчество (волонтерство) — безвозмездное личное участие людей в общественно-полезных мероприятиях — является важнейшей составляющей современной благо-творительности. Сегодня идеи добровольчества получили распространение по всей России, особенно в молодежной среде. С 1995 различными благотворительными мероприятиями отмечается Международный день добровольцев (5 декабря), а с 1999 ежегодно в апреле проходит Весенняя неделя добра — общероссийская кампания добровольческих акций, приуроченная к Всемирному дню молодежного служения. В 2006 в Весенней неделе добра под девизом «Мы вместе создаем наше будущее» приняли участие около 800 тыс. добровольцев.
|