АвестаАвестийское учение возникло еще в доисторическую эпоху и хранило в себе корни древнейших знаний, восходящих ко времени исчезновения северного континента Арктиды в Северном Ледовитом океане. Великая заслуга древних ариев в том, что они дали землянам мировоззрение, противостоящее смешению света и тьмы, учение о свете, который побеждает тьму. Авеста, несущая свет зороастрийского учения, с полным правом считается праматерью всех религий, вдохновившей их зарождение. От нее, как от огня, подпитывались христианство, буддизм, иудаизм, ислам, крупнейшие мировые религии. Основное учение зороастризма, вытекающее из 21-го наска Авесты, является до сегодняшнего дня сокровенным, оно передавалось из уст в уста. Частью сокровенного учения Авесты является учение о Зерване. Зерванизм – это путь ускоренной эволюции, т. е. совершенствование человека через очищение его потенции к универсальному творчеству и невербальному знанию. Назначение человека – хранить и умножать в себе образ Ахура Мазды на Земле, быть его отражением и совершенным проводником божественного влияния.
Ранний зороастризмУ древних зороастрийцев огонь был символом целостного начала жизни, знамением Бога-Творца, вечно производящего и вечно поглощающего в своем пламени бесконечную цепь творений. Огонь – вечный символ жизни и смерти, возникновения и разрушения форм, символ той силы, которая порождает жизнь во всем ее многообразии, во всей ее сложности и красоте. Поэтому существеннейшей частью древнего культа зороастризма было зажигание огня на алтаре под открытым небом. Зороастрийцы считали, что «Божеству не следует поклоняться в храмах, так как вся земля и небо – один великий храм Ахурамазды». Ранний зороастризм не нуждался ни в священных зданиях, ни в постоянных алтарях, и поэтому не оставил никаких следов археологам. Предки иранцев и индийцев-индоариев составляли один народ, который называют протоиндоиранцами. Они являются ветвью индоевропейской семьи, их общество делилось на две главные группы: жрецы-священнослужители и пастухи-воины (охотники). В то буйное и тревожное время правила сила, а не закон. Ритуальная обстановка зороастрийца проста: огонь, вода, земля и воздух – священные предметы. Протоиранцы обожествляли воды рек и водоемов как богинь, молились и совершали им возлияния. У зороастрийцев возлияния воде состоят в основном из трех элементов: молока, сока и листьев двух растений. Здесь проявляется число «три», которое было священным. Культ вечного огня был распространен среди индоевропейцев, которые видели нечто божественное в горящем пламени. Зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершали приношения огню из трех элементов: сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Этот третий компонент приношения считался специальным возлиянием для огня – заотра. Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. Священное место, на котором совершались религиозные ритуалы, не было постоянным. Оно представляло собой ровный участок земли, у иранцев – прямоугольник, который отмечался проведенными с молитвой бороздами, во избежание воздействия злых сил. Чтобы отметить священное место, очерченную территорию опрыскивали чистой водой и еще раз освящали молитвами. Жрец сидел, скрестив ноги на земле, перед огнем, помещавшимся в небольшом сосуде. Все сосуды, использовавшиеся при богослужении, сначала очищали, а затем освящали. Возможно, что семь главных праздников отмечали либо на открытом воздухе, либо в доме главы местной общины, в зависимости от времени года. Богослужения посвящались Амеша Спента в сотворенном ими храме, т. е. на природе.
|
|||||||||
Ступени посвящений
|
|||||||||
В зороастризме первоначально запрещалось всякое изображение Бога. Крылатый диск, который европейские ученые принимали за изображение Ормузда, на самом деле есть изображение Фраваши, высшего начала души, а вовсе не Бога Зороастрийцы считали, что надо медленно возводить здание непрерывно растущего сознания. В древних текстах отмечается, что «возведение лишь такого Храма есть дело, угодное Ахура Мазде, другие же, каменные храмы для Него – прах и суета. Тело человека – храм, в котором обитает дух».
Тема на форуме: Огневище
|